Travel: Ява. Города

Ява – это восторг. Мы уже рассказывали подробно про вулканы и храмы острова, но это только маленькая и, при том, самая туристическая часть всего, что там есть. Ява – самый густонаселённый остров в мире. Количество людей, проживающих там, превышает количество жителей России. Да, на одном, казалось бы, маленьком острове. Но остров этот огромный. К слову, Индонезия – 4-я по населённости страна в мире.

Конечно, большая часть Явы – это деревни и маленькие посёлки, но те самые миллионы людей живут не в сельской местности, а в столице и других крупных городах.

Surabaya

Уже км за 30 до Сурабаи понимаешь, что город близко, и город этот большой. Сумасшедшее движение: байки, машины, велосипеды, рикши, тук-туки – все с бешеной скоростью спешат по своим делам в разном направлении. Это ритм города. После почти нереальных пейзажей вулкана Иджен этот ритм показался особенно быстрым. Сейчас же я понимаю, что Сурабая – не такой уж большой город, особенно в сравнении с огромной Джакартой.

Но, тем не менее, это второй по величине город Индонезии и крупнейший порт. Как любой портовый город, Сурабая – счастливый обладатель всяческих заморских товаров и яств, которые мы мало где встречали в других уголках Индонезии. А ещё это огромный промышленный центр с кучей заводов. Здесь у нас случился настоящий квест по распознаванию запахов! Едешь по магистрали: «О, томатная паста, о, грибы! Булочки с ванилью, креветочная паста, подгорелый омлет.. А это что? Что-то странное. А, собачий корм!»

Несмотря на городской темп и все стереотипы – жители здесь добродушные и готовые помочь. Чего стоил наш двухчасовой диалог на смеси бахасы, английского и языка жестов о том, как транспортировать наш байк из одного города в другой, пока мы едем на поезде в третий!

Мы провели в Сурабае мало времени (всего два неполных дня) и, наверное, мало что поняли, но уже по итогам этих пары дней я могу сказать, что город произвёл наименьшее впечатление в сравнении с Джакартой и Джогджакартой. Просто приятный город, но как-то не зацепил.

Jakarta

В Джакарту мы приехали на поезде из Сурабаи, в то время как наш мотоцикл ехал на другом поезде – дальше, в Джогджу.

Что можно сказать об индонезийских поездах? Всё примерно так же, как и в российских, ожидали мы худшего. Ещё один показатель того, что не стоит верить стереотипам и чужой брезгливости! Поезд как поезд. Вагоны чуть уже российских, сиденья меньше, зато тут было чище и туалет адекватней. Под каждым окном 2 розетки, каждые метров – 5 кондиционеры в обе стороны. Курить в поездах запрещено, все это делают на перроне. Правда двери из тамбура на улицу не закрываются. А выехали и приехали мы вовремя.

Признаться, изначально мы совсем не собирались в Джакарту. Да, мы слышали и читали о том, что в столице Индонезии обязательно стоит побывать. Но времени на всю поездку было не так много, вулканы и храмы были must see, а города – в меньшем приоритете. К тому же, от Сурабаи до Джакарты – больше 1000 км в пути, а значит, здравствуйте, деревянные от байка попы и усталая спина. Но так случилось, что мне нужно было попасть в посольство России и сделать там важную доверенность. Поэтому мы изменили маршрут, купили билеты на поезд и приехали. И, как всегда, не пожалели.

Здесь мы в очередной раз остановились через Couchsurfing. Даже не знаю, как и почему нам каждый раз везёт с этим сервисом! Хостеры (те, кто принимают в гостях) нам попадаются классные! В этот раз нашего хостера звали Daniel. Он с острова Суматра, христианин (около половина населения там католики и протестанты), на Яве живёт около 11 лет, занимается маркетингом и принимает у себя каучсёрферов регулярно. Мы были уже 4-ми русскими гостями в его доме. Квартира была стильная, в новом современном доме с бассейном на 7-м этаже – совсем другая сторона бедной Индонезии.

Два дня Даниэль гулял вместе с нами и показывал нам город с утра и до самого вечера, причём мы даже не думали его об этом просить и отвлекать, он предложил сам. В результате, мы его явно уморили! Мы слишком много ходим и слишком многое хотим посмотреть.

Что мы увидели? Джакарта разная. Город богатых и очень бедных. Небоскрёбы соседствуют с трущобами, модные кофейни и барбершопы – с палатками уличной еды. Здесь по мосту едет феррари, а под мостом на картоне или в тележке спят бездомные.

Вначале я ожидала, что Джакарта будет очень грязным городом, и удивилась обратному. Потом я поняла, где все эти пластиковые бутылки и стаканчики. Их собирают бездомные, бережно снимают этикетки и складывают. Наверное, куда-то сдают. Они живут общинами, едят, спят, стирают вещи, болтают, играют вместе в карты, вокруг бегают их радостные дети. Живут, занимаются своими делами, всё как мы. Только без дома и работы. И если перевести взгляд обратно на феррари, контраст очень сильный.

Конечно, так можно описать почти любой азиатский мегаполис, и ничего оригинального я не напишу, но здесь, в Джакарте, этот контраст был особенно заметен. Такая вот Джакарта. Но нам понравился этот город. Он живой и настоящий. И очень азиатский.

Наш последний вечер там завершился в open space огромного торгового центра, куда нас привёл Даниэль. Вечер субботы, много людей, огни, ярмарка еды и живая музыка. Группа играла круто и очень душевно, и была в этом всём какая-то своя атмосфера. Джакарта прямо запала в душу, честно говоря. Даже не ожидала.

Yogyakarta

Через два дня мы встали в 4:30 утра, поехали на вокзал и снова сели на поезд. На этот раз направляющийся в город Yogyakarta, который яванцы в реальности называют Jogjakarta. Вот и разберись: это Йогьякарта, Джогджакарта, Джокьякарта или просто по-дружески Джогджа?
Дорога туда из Джакарты – сплошные созерцание и медитация. Приехав, забрали наш байк, – и наконец-то мы снова на своём транспорте! После километровых пробок в Джакарте это было особенно приятно.

Джогджакарта – очень творческий город. Здесь какой-то нереальное количество музыкантов, художников, фотографов, дизайнеров, ювелиров на один квадратный метр. На каждом углу в городе галереи современного искусства и граффити, причём не просто каракули, а практически произведения уличного искусства.

Здесь очень много крутых кафе и кофеен. Особенно, если хочется вкусно позавтракать под отличную музыку и в уютной и стильной обстановке. Завтрак стоит в среднем 60-70 тыс. руп. на двоих (~5$) – сюда ещё не добрались балийские цены. В городе много уличной еды и так называемых angringan. это закусочная на колёсах, стойки с небольшими порциями разной еды на выбор: шпажки с мясом, рыбой, овощами, тофу и темпе, жареные в панировке закуски, местные сладости. Рис с различными наполнителями продаётся в пакетиках из крафта или пальмового листа. Пакеты эти очень маленькие и поэтому называются nasi (рис) kucing (кот) – порция как для кота. Инонезийцы берут по 2-3 шт. за раз с разными начинками. Стоимость такого обеда/ужина на двоих – около 20-25 тыс. руп. (~2$). Здесь есть даже кофейни и кондитерские на колёсах, выглядит очень непривычно, но круто.

В Джогдже мы снова (как же без него) нашли жильё через Couchsurfing. Конечно же, в семье художников и музыкантов. В богемном недостроенном доме с большой общей гостиной для вечерних бесед с чаем и сладостями и с отдельной для нас комнатой. Уверены, если мы ещё заглянем в Джогджу, этот дом будет всё также не достроен, а наш хостер Didot примет нас со своей классической улыбкой и будет допоздна рассказывать истории про свою жену, родителей, других каучсёрферов, Индонезию, мусульман, рамадан, традиции и про планируемые им путешествия. И в этих полуночных разговорах вся прелесть каучсёрфинга. Ява, мы вернёмся!